Base Level, Литература

Как делать анализ текста?

frog-1610551_1280 анализ текста

В конце статьи вы можете скачать Памятки – списки вопросов для анализа.

Начну с самого главного. Для понимания любого текста, книги, учебника, бизнес контракта, закона — важно правильно задавать вопросы.

Когда мы говорим о художественной литературе, то на сцену выходит не только логика, но также и чувства, эмоции, фантазия. Чтобы увидеть всю глубину своих рассуждений стоит обратить внимание на следующее:

  • Какие вопросы помогают нам думать, а какие — только запомнить ответ?
  • Какие вопросы нам самим интересны?

Умный вопрос — уже половина знаний (Ф. Бэкон)

Умный вопрос – это вопрос, в котором есть то, что заставит вас думать и размышлять. Ответ на этот вопрос нельзя дать одним словом или фразой.

Неумный вопрос – это вопрос, ответ на который будет односложный, то есть «да» или «нет», короткий, в двух словах или скупой.

Таким образом, анализ текста — это ответы на вопросы, сплетенные вместе литературным языком, имеющим индивидуальные особенности того, кто делает анализ. Другими словами, полноценный анализ текста это не просто сухие ответы на вопросы, это сочинение.

План анализа текста для 1-4 классов состоит из:

  1. До прочтения – Анализ названия.
  2. Характеристика текста после первого прочтения.
  3. Запоминание текста после первого прочтения.
  4. Анализ текста после первого прочтения.
  5. Осознание текста.
  6. Заключительная оценка и вывод.

План анализа текста для 5-11 классов состоит из:

  1. До прочтения – Анализ названия.
  2. Характеристика текста после первого прочтения.
  3. Запоминание текста после первого прочтения.
  4. Анализ текста после первого прочтения.
  5. Осознание текста.
  6. Анализ текста в процессе второго прочтения.
  7. Синтез. Объединение полученных выводов.
  8. Заключительная оценка и вывод.

Теперь рассмотрим подробно «как» делается каждый шаг.

Шаг 1. До прочтения – Анализ названия.

Вопрос 1. О чем может идти речь в рассказе с таким названием? Примерные ответы:

  • Возможно, этот рассказ о том, как …
  • Я думаю, что мы узнаем, как …
  • Может быть, мы узнаем о том, как …

Вопрос 2. Можем мы узнать из названия, где происходит действие?

Вопрос 3. Можем ли мы предположить, кто будет главным героем рассказа?

Шаг 2. Характеристика текста после первого прочтения.

Вопрос 1. В каком жанре написан рассказ? Ответ здесь

Вопрос 2. Какой вид текста? Ответы:

  • Повествование — передают действие в развитии, во временной последовательности.
  • Описание — характеризуют статичные картины, передают их детали.
  • Рассуждение — передают развитие мыслей относительно предмета речи.

Шаг 3. Запоминание текста после первого прочтения.

На данном этапе задаются вопросы для запоминания текста. Восстановление сюжета (короткий пересказ – в двух словах) и деление его на части:

  1. С чего начинается история? (завязка)
  2. Как продолжается история? (развитие действия)
  3. Какой самый острый момент? (кульминация)
  4. Как разрешается конфликт? (развязка)
  5. Как заканчивается история? (заключение)

Ищите ответы на вопросы:

  • Вопрос 1. Кто действует? Что делает?
  • Вопрос 2. Кто или Что описывается?
  • Вопрос 3. Где и Когда происходит действие?
  • Вопрос 4. Каким образом происходит действие или явление?
  • Вопрос 5. Что ещё, помимо фактов, содержится в приведённых текстах? Ответ: Детали!

Детали – это скрытая дополнительная информация. Именно детали помогают понять важное, но увидеть их — большое умение. Примеры деталей:

  • Ливень обрушился
  • Чудо техники
  • Сказочное происшествие
  • Специальная защита
  • Боль гложет
  • Самодовольно и надменно посмотрел

Шаг 4. Анализ текста после первого прочтения.

На данном этапе задаются вопросы для понимания текста.

Вопрос 1. Какая главная мысль произведения?

Вопрос 2. Какие чувства вы испытывали, читая рассказ? Примерные ответы: радость, волнение, тревога.

Вопрос 3. Кто является главными героями?

Вопрос 4. Какие художественные образы главных героев? Портрет, поступки, речь, отношение.

Вопрос 5. Кто является второстепенными персонажами, их связь между собой и главными героями?

Вопрос 6. Какие художественные образы второстепенных героев? Портрет, поступки, речь, отношение.

Вопрос 7. Какие действия (слова в тексте) передают эмоции и чувства героев?

Вопрос 8. Какие чувства волнуют героев?

Вопрос 9. О чем думает каждый персонаж, произнося свою реплику?

Вопрос 10. За кого из героев вы переживаете? Почему?

Вы можете составить вот такую табличку для наглядности:

Для анализа текста

Шаг 5. Осознание текста.

На данном этапе задаются вопросы для осознания текста, то есть необходимо представить себя на месте героев, подумать и ответить на вопросы:

Вопрос 1. Мог бы я оказаться в такой ситуации?

Вопрос 2. Как бы я поступил на месте героев?

Вопрос 3. Можно ли считать (то-то) верным?

Вопрос 4. Какие выводы можно сделать из…?

Вопрос 5. Каковы мотивы поступков героя или героев?

Вопрос 6. Какие выводы можно сделать из всего рассказа? Раскрыть идею произведения.

Здесь можно поставить точку для ребят из начальных классов. Но лучше не останавливаться, а перейти к самому интересному.

Шаг 6. Анализ текста в процессе второго прочтения.

С данного этапа начинается полёт творчества, ведь мы имеем дело с художественной литературой.

Пункт 1. Текст делится на малые части – в зависимости от текста можно подойти к нему по-разному и поделить по сюжетам, месту действия, диалогам и т.д. Каждую часть рассматриваем, как отдельно взятую историю, то есть представляем, будто мы не знаем, что было перед ней и что будет после.

Пункт 2. Задаём вопросы к каждой части:

Вопрос 1. Какое настроение создает автор в данной части рассказа?

Вопрос 2. Почему это происходит? Ищем причины, которые могут быть, а не только которые указаны в тексте до этой части рассказа.

Вопрос 3. Зачем это происходит? Ищем мотивацию, цели героев или событий.

Часто и по-разному спрашивать — значит приобретать точные знания (Платон)

Пункт 3. Теперь сравниваем между собой все части рассказа, ищем странности:

  • Удивительное
  • Противоречия
  • Непонятное
  • Неубедительные аргументы
  • Неоднозначные объяснения
  • Недостаточные сведения о событии, герое, его поступках и т.п.

Именно эти места помогут задать умные вопросы, в них же и будут содержаться ответы.

Пункт 4. Какие выводы можно сделать?

Шаг 7. Синтез. Соединяем малые части из предыдущего шага (шаг 6) и создаем практически новый рассказ. Отвечаем на вопросы:

Вопрос 1. Какой другой финал может быть у рассказа?

Вопрос 2. Какое другое решение проблемы может быть?

Вопрос 3. Какое последующее развитие событий может быть после завершения рассказа?

Шаг 8. Заключительная оценка и вывод.

На данном этапе вопросы начинаются с «Как вы считаете…..?»

Ваша задача:

  1. Выразить своё мнение по поводу всей истории, а также относительно выбора названия рассказа (смотрите ваши выводы на Шаге 1).
  2. Рекомендовать решение.
  3. Защитить свою определённую точку зрения, то есть объяснить почему вы так рассуждали или привести факты и железные аргументы.

Оставьте комментарий